Прививки и отстранение от работы
Недавно министр труда и социальной защиты РФ, отвечая на вопрос, можно ли уволить работника в связи с отказом ставить прививку от Covid-19, сказал, что нельзя (https://ria.ru/20210619/vaktsinatsiya-1737721139.html). Это действительно так – в ТК РФ и других федеральных законах такого основания расторжения трудового договора нет.
Роструд в своем пресс-релизе от 24.06.2021 отметил, что что если в регионе действует постановление главного санитарного врача об обязательной вакцинации отдельных категорий работников, то их отказ от прививки без объективных причин может повлечь отстранение от работы (https://rostrud.gov.ru/press_center/novosti/978152/).
Не затрагивая медицинские, социальные и другие аспекты вакцинации, хотел бы обсудить исключительно юридическую составляющую данного вопроса: есть ли в этом случае правовые основания для отстранения работника от работы? Ответ в отношении части работников представляется не вполне однозначным.
В п. 2 ст. 5 ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17.09.1998 № 157-ФЗ указано, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работу или отстранение граждан от работы, выполнение которой связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (к этой норме отсылает последний абзац ч. 1 ст. 76 ТК РФ). Что это за работа находим в постановлении Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 (при взаимодействии с больными инфекционными заболеваниями, работа с сельхозпродукцией на неблагополучных по инфекции территориях, в образовательных организациях и другие).
Сейчас существует 2 календаря прививок: национальный и по эпидемическим показаниям (оба утверждены приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2014 № 125н). 09 декабря 2020 прививка против Covid-19 была включена в календарь по эпидемическим показаниям. В ст. 10 ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и пп. 6 п. 1 ст. 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ находим, что эти прививки становятся обязательными по решению главного государственного санитарного врача РФ или субъекта РФ при угрозе возникновения определенного инфекционного заболевания. В данный момент в нескольких субъектах РФ такие постановления приняты в отношении коронавируса (например, постановление Главного государственного санитарного врача по Москве «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» от 15.06.2021 № 1).
В связи с этим возникает вопрос. В постановлении Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 указаны работы, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (о нём речь шла выше): их всего 12, это закрытый перечень. Однако в постановлении Главного государственного санитарного врача по Москве от 16.06.2021 № 1 данный перечень расширен, например, в нём названы фитнес-клубы, заведения общественного питания, транспорт, МФЦ и другие, которых нет в постановлении Правительства РФ.
Противоречие между постановлением Правительства РФ и постановлением Главного государственного санитарного врача субъекта решается в пользу первого: в ч. 10 ст. 5 ТК РФ установлено, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов не должны противоречить, в частности, ТК РФ и постановлениям Правительства РФ. Поэтому, представляется, что в данный момент работодатель в Москве не имеет право отстранить от работы, например, официанта в связи с тем, что он отказался делать прививку против Covid-19.
Да, в пп. 6 п. 1 ст. 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ указано, что «главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, вправе выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям». Но эта норма не отменяет постановление Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 и не дает возможность субъектам РФ расширять перечень. Например, существует Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 07.11.2019 № 19, согласно которому в 2020 году предписывалось вакцинировать трудовых мигрантов против кори (если этой прививки у них нет и они ранее не болели этой инфекцией). Это предписание законно, так как прививка против кори внесена в национальный календарь прививок (соответственно, отсутствие прививки повлечёт отказ мигранту в заключении трудового договора или его отстранение от работы).
Что интересно, в самом постановлении Главного государственного санитарного врача по Москве указано: организовать проведение профилактических прививок в отношении не менее 60% от общей численности работников (п. 2.1), усилить разъяснительную работу (п. 2.2). О последствиях отказа работников от вакцинации (например, об отстранении) в нём не упоминается, в связи с этим, думаю, что в действительности речь идет о переводе работников на удаленный режим (если это возможно) или об объявлении работодателем простоя по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
Повторюсь, речь не идёт об обсуждении наличия или отсутствия необходимости отстранять работников от работы в таком случае (решение этого вопроса находится в компетенция врачей, Роспотребнадзора и других специалистов), говорю исключительно о юридическом оформлении рассматриваемого вопроса. На мой взгляд, если идти по пути отстранения, необходимо, например, расширить перечень категорий работников, указанный в постановлении Правительства РФ от 15.07.1999 № 825.
Ещё один актуальный вопрос – ситуация, когда субъект вводит в связи с неблагоприятной ситуацией по уровню заболеваемости ограничения, аналогичные нерабочим дням из указов Президента РФ, которые были в апреле и мае 2020. Например, указ Главы Республики Бурятия от 24.06.2021 № 183 (https://egov-buryatia.ru/press_center/news/detail.php?ID=109815), в соответствии с которым с 27 июня по 11 июля разрешена деятельность только ограниченного круга работодателей (аптеки, продуктовые магазины и другие). Термин «нерабочие дни» в этом указе отсутствует, сформулировано иначе: «приостановить на этот период деятельность организаций, индивидуальных предпринимателей и самозанятых». Поэтому действует общее правило из ТК РФ – это будет время простоя по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, с оплатой в размере не менее 2/3 от тарифной ставки или оклада работника (ч. 3 ст. 72.2). При этом работодателям, деятельность которых полностью приостанавливается, будет выплачена субсидия на заработную плату каждого работника в размере МРОТ + 30 процентов (для покрытия взносов в фонды, которые работодатель производит с зарплаты) (https://egov-buryatia.ru/press_center/news/detail.php?ID=109762).
P.S.: Гомер просил напомнить, чтобы мы с вами чаще мыли руки, особенно перед употреблением пончиков. А еще старались сами не заболеть и не заразить других. Эту заразу можно победить только совместными усилиями❤